Что должно быть у каждого бизнеса? План Б или Бизнес-план — нужное подчеркнуть

Бизнес-блог #4
Прочтение статьи займёт не более 8 минут
Для начала предлагаю остановиться и задуматься. Зачем тебе весь этот бардак под названием «бизнес»... А бывает по-другому? Не верю!
Если ты считаешь, что это классно, весело и интересно, творишь ради идеи и не ждёшь от своего проекта каких либо заработков — смело закрывай эту статью: дальше ты не найдёшь для себя ничего стоящего и интересного.

Если же ты хочешь начать бизнес ради прибыли, а может быть и сверхприбыли — кто знает, какой ветер будет попутным в наше удивительное время — тогда, пожалуйста, прочитай внимательно (дважды) всё, что я напишу дальше. Там много букв и шишек (шишек, которые набила я, Наполеон (не торт), который говорил в 1812-м, что сначала нужно ввязаться в бой, а там видно будет, и еще много-много предпринимателей всех мастей и разновидностей).
Итак, о чём это я. Бизнес-план.

Для начала хочу заметить, что мы обсуждаем составление бизнес-плана для «внутреннего использования» — то есть для тебя и твоих коллег, который пригодится в то приятное, но безумное время, когда паруса расправлены, и вас уже несёт на волнах бизнеса в невиданные дали.

Бизнес-план для инвесторов — это отдельная стезя, которую мы, может быть, рассмотрим отдельно, когда я решу, что моему проекту требуются инвесторы :)

Итак, бизнес-план — это пошаговое руководство к действию на ближайший, ну, допустим, год.

С чего начать

Шаг 1: черновой набросок бизнес-плана.

  1. Идея с подробным описанием (что, как, зачем, кому) — грубыми мазками;

  2. Процесс создания (организация производства в России или закупка товара в России и (или) за рубежом);

  3. Система сбыта продукции (кто ваша ЦА, как рассказать ей о продукте и осуществить продажу);

  4. Самое интересное — цель. Забыли о том, где мы сейчас, и пофантазировали, где бы нам хотелось быть через год (я не про Бали — где быть через год проекту).

От чего отталкиваться

Шаг 2: сбор максимального количества информации из доступных источников и её структурирование посредством SWOT-анализа.

  • Strengths (сильные стороны): отстройка от конкурентов (см. предыдущий бизнес-блог) — низкая себестоимость, высокий уровень сервиса, новинка на рынке. Всё то, что есть у тебя, но нет (пока нет!) у других.

  • Weakness (слабые стороны): неизвестность бренда, потенциальные проблемы с поставками и другие «черти из табакерки», которые могут выскочить в неподходящий момент и откинуть назад. Пункт, которому нужно уделить особое внимание.

  • Opportunities (возможности): новые способы коммуникации с клиентом, использование современных технологий производства для снижения себестоимости или повышения качества продукции. Всё, что поможет стать сильным независимым брендом со своей политикой и философией. Требует постоянной доработки и переоценки.

  • Threats (угрозы): внешние факторы, на которые мы не сможем повлиять. Например, экономическая и политическая ситуация в стране. Риск-менеджменту посвятим отдельный пост.

Подробнее на тему SWOT: книги Владимира Токарева или Элияху Голдратт, Эфрат Голдратт-Ашлаг «Выбор. Правила Голдратта».

Как составить

Шаг 3: из полученных данных подробно и понятно расписываем БП по классической схеме.

  • Введение (резюме)
  • Описание товара
  • Маркетинговая стратегия и состояние рынка в выбранном сегменте
  • План производства
  • Организационный план
  • Бюджет
  • Прогноз развития бизнеса

Введение

Краткое сочинение на тему: что за продукт вы собираетесь продавать, кому, какова ёмкость рынка и ситуация в выбранном сегменте. С какой рентабельностью будет работать предприятие и ключевые показатели (качественные и количественные), к которым вы планируете прийти через год.

Описание товара

Подробное описание товаров, которые вы хотите продавать; их основные характеристики; преимущества перед сопоставимыми у конкурентов; ценообразование. Если планируется несколько постепенно вводимых товаров, то указание, когда и что будет добавляться в товарную матрицу.

Маркетинговая стратегия и состояние рынка в выбранном сегменте

Подробное описание ЦА, конкурентов, анализ рынка предложений на данный момент и прогноз роста или стагнации. План продвижения продукции: рекламные кампании, работа с лидерами мнений, офлайн-точки розничной торговли или продажи через дистрибьюторов. На основании этой информации и бюджета на маркетинг можно сформировать поквартальный план продаж.

Производственный план

Если компания будет заниматься перепродажей уже готовых изделий, уделять особого внимания этому пункту не стоит. Но я считаю, что даже если ты только перепродаёшь, знать технологию производства того, что ты продаёшь, очень полезно. В будущем это поможет понять, как снизить себестоимость, усовершенствовать изделие или раскрыть какие-то неочевидные плюсы товара.
Если всё-таки компания планирует заниматься производством, то ПП обязательно включает в себя:

  1. Общую систему и структуру производственных процессов;
  2. Требуемое оборудование, с описанием, какое уже есть, а какое придётся покупать (арендовать) и на каком этапе;
  3. Описание возможных поставщиков сырья;
  4. Логистика доставки сырья на производство.

Организационный план

Какие шаги вам потребуется сделать, прежде, чем вы по праву будете зваться предпринимателем... Юридическое оформление и сопровождение бизнеса, аренда помещений, заключение договоров с поставщиками и бизнес-подрядчиками (логистические службы, электронная касса, разработка и настройка сайта и т.п.). Каждый пункт лучше разбивать над подпункты и указывать дату начала работы и дедлайн.

Бюджет

  1. Единовременные (разовые) затраты — покупка оборудования;
  2. Периодические затраты:
    - Постоянные. Например: аренда помещения, окладная часть ФОТ, коммунальные платежи и т.п.;
    - Переменные: оплата счетов, налоги, закупка сырья и других расходных материалов, премиальная часть ФОТ, амортизация и т.п.
Переменные от постоянных отличаются тем, что могут изменяться от месяца к месяцу, в зависимости от увеличения объема производства, количества заказов.

На основании бюджета и плана продаж можно рассчитать точку безубыточности, т.е. в какой момент ваше предприятие станет приносить прибыль.

Прогноз развития бизнеса

Теперь нужно вернуться в «забыли, где мы сейчас, и помечтали» и понять: насколько «забыли и помечтали» коррелируется с тем, что описано выше. Должно биться хотя бы на 60-70%. Кто-то сказал: «Мечты должны быть безумными и нереальными, иначе это просто планы на завтра». И это прекрасно, но без реального бизнес-плана с точными расчётами мечты так и останутся мечтами. А мы ведь здесь не для этого?
1 СЕНТЯБРЯ / 2020

Автор: Печерская О., создатель OnestWear (Москва)

Made on
Tilda